Алан КАЛМАНОВ: «Живопись должна побуждать к размышлению»
23.09.2009
 

Ольга РЕЗНИК

У народного художника РСО-Алания Алана Калманова даже в детстве не было мучительных раздумий на тему, кем быть. Он знал, что станет живописцем, как и его отец -  талантливый, самобытный художник, приверженец классического искусства Батр Калманов. Однако у Калманова-младшего свой почерк, свой стиль, своя тайна. Мир его красок не прост. Но ведь и жизнь совсем не проста. В ней, как и на полотнах художника, зримо присутствует вечное, непреходящее духовное начало, переплетающееся корнями с земным, подлинно народным. Даже Лац - живописнейшее местечко в горах Осетии - на полотне Алана Калманова соткано из воздуха и света. Неземная красота словно парит над землей, переходя невидимую грань, за которой открываются тайны мироздания.

Что там за ней, за этой гранью? Художник ставит вопросы и пытается найти на них свои ответы. Сегодня работы Алана Калманова находятся в Северо-Осетинском художественном музее им.М. Туганова во Владикавказе, в частных собраниях России, США, Франции, Испании, Германии. Он - востребованный участник всероссийских, зональных, республиканских выставок, лауреат престижных художественных конкурсов.

 

 - Неужели у Вас никогда не было и малейших сомнений по поводу того, кем стать?

 - Когда с детства живешь в семье художника, в мире кистей и холстов, представить себя кем-то другим сложно. Еще в раннем возрасте за мной закрепилось прозвище «сын полка», потому что с утра до вечера я обходил все мастерские: то в одну зайду, то в другую. Я практически вырос в Союзе художников. Запах красок - это для меня нечто родное.

Учился я во владикавказской школе № 5, хорошо знал английский. Поэтому у мамы нет-нет да закрадывались «крамольные» мысли на мой счет. Но пример отца и дяди, мужа папиной сестры Мадины, народного художника СССР Виктора Михайловича Орешникова, мастера портрета, не позволял сколько-нибудь серьезно задумываться об альтернативе. К тому же моя старшая сестра, тоже Мадина, уже училась в Академии художеств. В общем, после восьмого класса я поступил в среднюю художественную школу им. Б.В. Иогансона при институте им. И.Е. Репина в Ленинграде. Потом учился в самом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е.Репина в мастерской Андрея Андреевича Мыльникова. Окончил его с отличием. Была возможность поступить в аспирантуру. Но мой педагог Мыльников сказал: «Не протирай штаны. Поезжай домой и работай». Так я и сделал. Тем более что мне передалась папина любовь к Осетии. И я вернулся в родные пенаты.

 

 - Ваш отец, Батр Николаевич, известен как очень ценимый в Осетии, подлинно народный художник. А каким он был отцом?

 - Очень добрым. Мы были настолько близки, что папины друзья называли нас «братья Калмановы». Всюду бывали вместе. Даже в ресторан, когда там собирались его коллеги по творческому цеху, отец брал меня с собой.

 

- А какой кодекс чести художника завещал Вам отец?

- Когда он видел, как я пишу, то говорил: «Алан, не трогай там, где хорошо. Трогай там, где плохо». То, что писал мой отец, всегда было для меня высшим мерилом. Лейтмотивом творчества, главной линией для него всегда была любовь к Осетии. Это он передал и мне. Отец всегда относился с уважением к моим творческим взглядам, к выбору тем, к поиску собственного стиля.

 

 - Кого, кроме отца, считаете своим учителем в высоком смысле этого слова?

 - Виктора Михайловича Орешникова - великолепного мастера. Андрея Андреевича Мыльникова, чью мастерскую я заканчивал. Он был очень строг. Требовал с меня больше, чем с других студентов. Во время защиты дипломной работы сказал, что я близкий ему человек. Этим и объяснил свою требовательность. Услышать такое, конечно же, было приятно.

 

 - Вас называют представителем интеллектуальной живописи Осетии. Какой смысл Вы вкладываете в это понятие?

 - Скажу так: живопись должна давать пищу либо уму, либо сердцу. Лучше, если есть и то, и другое. Профессионализм - важнейшая сторона любого мастера. Это ум. А вот новый взгляд на вещи, то, что трогает, цепляет и не всегда четко читается, - это сердце.

 

 - Почему во многих Ваших работах - неяркие тона, дымка, сквозь которую зритель смотрит на то, что изображено на полотне?

 - Мне свойственны пастель, мягкие оттенки. Но это только средства, которые должны работать на главную задачу - донести основную мысль художника. Где-то для ее выражения необходима дымка, где-то что-то яркое, резкое. Все зависит от поставленной задачи. К примеру, в моей работе «Вечер. Осетинская церковь» важна каждая деталь. Там расплывчатость не нужна.

 

 - Но ведь часто бывает так: то, что хотел сказать художник, и то, что увидел зритель, не совсем одно и то же. По-вашему, это нормально?

 - Совершенно нормально. Каждый видит мир по-своему. Вот Вы спрашивали об интеллектуальной живописи. В ней очень важно не говорить в лоб. В живописи не место пересказу. Живопись в высоком понимании этого слова должна побуждать к размышлению, должна дать возможность почувствовать, к чему призывает художник. А задача художника, в моем понимании, и состоит в том, чтобы к чему-то побуждать.

 

 - А к чему именно?

 - К тому, чтобы сделать человека добрее. Есть вечные, непреходящие ценности. Но в суете жизни мы часто, вместо того, чтобы остановиться, проходим мимо чего-то, что заслуживает внимания.

 

 - Вы пишете в разных жанрах - пейзаж, натюрморт, портрет... Что все-таки Вам ближе?

 - Для меня главное - чтобы в картине была раскрыта мысль автора. Жанр - это средство достижения этой цели.

 

- Говорят, что картины, как дети. У Вас есть любимые?

- Есть. Это такие работы, как «Оплакивание дерева», «Вечер. Осетинская церковь», «Осень. Джеоргуба».

 

 - Очень интересен, на мой взгляд, и опять-таки загадочен Ваш автопортрет. Почему изобразили только половину своего лица?

 - Потому что в каждом человеке две стороны - явная и скрытая. Одна на виду, другая для окружающих - чистый лист.

 

 - В Ваших работах присутствует какая-то тайна, зашифрованные сакральные знания, недосказанность...

 - В произведениях должна быть недосказанность - не назидание, а призыв к размышлению. Тайна присутствует в нашей жизни. Мы не знаем, откуда пришли и куда уходим.

Искусство будит мысль. Те мелодии, что мне нравятся, вызывают позитивные чувства. После хорошей музыки остается приятное послевкусие, которое делает тебя лучше, чище. Так же и живопись. Кстати, когда я пишу, обязательно делаю это под музыку. Если вещь настоящая, то ее именно слушаешь.

 

 - А какую музыку вы любите?

 - Разную - и рок, и джаз. Но обязательно хорошую.

 

 - В Вашем творчестве присутствует тема Беслана. Это, прежде всего,  памятник сотрудникам спецподразделений «Альфа», «Вымпел» и МЧС, погибшим при освобождении заложников, с выведенной на нем надписью «...Вы навсегда в самом сердце Беслана - парни, закрывшие сердцем детей». И картины «Уезжающий мальчик. Памяти жертв Беслана», «01. 09. 2004».

 - Пройти мимо этой темы нереально. Делать в лоб - неправильно. Можно только чувствовать. Название «Уезжающий мальчик» говорит само за себя. Масштаб трагедии не поддается рациональному осмыслению.

 

 - Что Вы пишете сейчас?

 - Много чего. К выставке, посвященной 150-летнему юбилею Коста Хетагурова, написал картину «Мольба». Она тоже об общечеловеческих ценностях.

 

 - В Вашем родительском доме стало традицией, что дети идут по стопам отца. А Ваша дочь тоже художник?

 - Нет, Саша будущий экономист. Сейчас она учится в Питере. Я считаю, что для женщины быть художником - тяжелая доля. Хотя Саша не чужда живописи, она училась в лицее искусств.

 

 - В ноябре Вам исполнится 45. Заранее не поздравляют, но что бы Вы пожелали самому себе в преддверии этой даты?

 - Побольше возможностей отрешиться от повседневной суеты и заниматься творчеством. Помните, как говаривал Пабло Пикассо: «Художнику нужно много денег, чтобы о них не думать». И еще я пожелал бы себе свободы мыслей.

 

- Всего этого от лица читателей сайта «Осетия-Квайса» желаем Вам и мы.

 

Вечер. Осетинская церковь.
Осень. Джеоргуба.
Уезжающий мальчик. Памяти жертв бесланской трагедии.
Освещенный.
Букет.
Александра.
 

 

 

 

Фото недели

 
Народ выбирает достойных!
Сергей БАГАПШ - вновь
Президент Абхазии.

Самое читаемое

 

 

Сослан Кокоев. УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с Джабеличем - Э.Дж.Кокойты (24-30.11.2009)

  1. Альберт Джуссоев считает, что Осетию надо спасать от преступной власти Кокойты (03.06.2009)
  2. Ибрагим ИБРАГИМОВ: «Я уехал из Южной Осетии, опасаясь за свою жизнь» (14.07.2009)
  3. Координационный Совет Южной Осетии призвал народ к консолидации без Кокойты  (03.08.2009)
  4. Письмо генералу: "Вы спасли наших детей. Великое вам спасибо!" (07.08.2009)
  5. Артур ТАЙМАЗОВ: «Чтобы оправдать ожидания, придется стать трехкратным олимпийским чемпионом» (20.07.2009)

Ноябрь

  1. В Квайсе вопреки заявлениям властей кардинальных сдвигов не наблюдается (01.11.2009)
  2. На закате: период правления Кокойты в Южной Осетии подходит к концу (23.11.2009)
  3. Бронза, прославившая Осетию (12.11.2009)
  4. Как Буш полюбил Южную Осетию (10.11.2009)
  5. Альберт ДЖУССОЕВ: «Вопрос о власти - это вопрос о спасении Южной Осетии» (20.11.2009)
  6. Фатима МАРГИЕВА: «Южной Осетии мое содержание в тюрьме обойдется дороже» (17.11.2009)
  7. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 1 (24.11.2009)
  8. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 2 (25.11.2009)
  9. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 3 (26.11.2009)
  10. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 4 ( 27.11.2009)

 

Октябрь

  1. Словесный понос на сайтах Кокойты: анонимщики и плагиаторы по-другому не умеют (11.10.2009)
  2. Форум отправил Кокойты в глубокий нокаут (09.10.2009)
  3. Форум послал сигнал Кокойты: пора собирать чемоданы (09.10.2009)
  4. Кокойты пообещал ударить женщину, чтобы она заткнулась навсегда (01.10.2009)
  5. Все, как всегда: Баранкевич наступает, Кокойты отступает (12.10.2009)
  6. Митинг в Цхинвале показал: Кокойты теряет последнюю поддержку (07.10.2009)
  7. Погорельцы Цхинвала ищут правду в Москве (08.10.2009)
  8. Кокоевщине не должно быть места в Южной Осетии (18.10.2009)
  9. Кокойты требует стариков к ответу: власть в Южной Осетии продолжает свое нравственное падение (19.10.2009)
  10. Южная Осетия: нужна власть, которой люди поверят (11.10.2009)

 

Сентябрь 

  1.  Дзамболат ТЕДЕЕВ: «Главная цель - Олимпиада в Лондоне» (26.09.2009)
  2. На третий срок - под дулами автоматов (11.09.2009)
  3. Южная Осетия как филиал Озерска: за и против (04.09.2009)
  4. Суметь довести до абсурда (16.09.2009)
  5. Плохому танцору оппозиция мешает (17.09.2009)
  6. Вы - наша последняя надежда (15.09.2009)
  7. Осень власти: по Южной Осетии шагают протестные настроения (30.09.2009)
  8. Квайса: еще одно испытание землетрясением (21.09.2009)
  9. День независимости в Квайсе: праздник без праздника (20.09.2009)
  10. Семь восторженных мужчин: красота для каждого своя (09.09.2009)

 

Август

  1. Президент Южной Осетии Кокойты объявил войну (24.08.2009)
  2. Кокойты пошел на конфронтацию с Путиным? (19.08.2009)
  3. Альберт ДЖУССОЕВ: «Газопровод - фундамент возрождения, пора браться за большие дела» (13.08.2009)
  4. Кем станет Бровцев для Южной Осетии? (11.08.2009)
  5. Кокойты переплюнул Кадырова, как минимум, втрое (06.08.2009)
  6. Альберт ДЖУССОЕВ жителям Южной Осетии: «Эта трудовая победа - для вас!» (25.08.2009)
  7. Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южной Осетии нужны новые люди, свежие идеи и натиск в строительных делах» (21.08.2009)
  8. Южная Осетия в ожидании перемен: требуются новые подходы и новые люди (04.08.2009)
  9. Россия защищала не Кокойты, Россия защищала осетин (12.08.2009)
  10. В отставку надо отправлять не правительство Южной Осетии, а самого Кокойты (04.08.2009)

 

Июль 

  1. Южная Осетия не дает Кикабидзе покоя, а «песня» о саперной лопатке по-прежнему звучит фальшиво (25.07.2009)
  2. Президент Южной Осетии: во всем виноват «Стройпрогресс» (23.07.2009)
  3. Юбилейный портрет осетинских писателей в Дарьяльском ущелье (07.07.2009)
  4. Кокойты против Джуссоева: объятия удава (14.07.2009)
  5. На строительстве газопровода в Кударском ущелье Южной Осетии - часть пятая (17.07.2009)
  6. Прокуратура и МВД Южной Осетии провели спецоперацию: в гостинице «Квайса» подсчитали инвентарь вплоть до веников (29.07.2009)
  7. Перед войной юбилей Коста Хетагурова отмечала вся страна, начиная со Сталина (21.07.2009)
  8. Король иллюзиона Эмиль Кио первое звание получил в родной Осетии (28.07.2009)
  9. Кривое зеркало: парламент Южной Осетии начал свою деятельность с отповеди оппозиции (25.07.2009)
  10. Кикабидзе мечтал поклоняться Путину, но тот обошелся без лицемерной лести (31.07.2009)

 

 Июнь

  1. Кадыров сказал Аушеву то, что стеснялись сказать другие (26.06.2009)
  2. Трава забвения или грустный юбилей романтика осетинской поэзии (09.06.2009)  
  3. Замужем за театром (20.06.2009)
  4. Должно ли шампанское быть поминальным? (22.06.2009)
  5. Осетинский генералитет Российской Империи (28.06.2009)
  6. Режим Кокойты перед войной продавал оружие Грузии? (02.06.2009)
  7. Россия - великая наша держава...(12.06.2009)
  8. Увидеть Квайсу в последний раз (16.06.2009)
  9. Эпоха погубленных судеб (02.06.2009)
  10. Он сердце не прятал за спины ребят (25.06.2009)

 

 Май

  1. «Если бы он умер - остался бы в истории, но он - живой...» (26.05.2009)
  2. Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южная Осетия не должна превратиться в чемодан с оторванной ручкой» (28.05.2009)
  3. Марик ЛЕЙКИН: «Участковый - это шериф своего микрорайона» (14.05.2009)
  4. Писателю Юрию Полякову подарили бурку (04.05.2009)
  5. Руслан ДЗАРАСОВ: «Послевоенная ситуация для Южной Осетии во многом сложнее» (18.05.2009)
  6. Владикавказ - вчера, сегодня и завтра (06.05.2009)
  7. Парад Победы во Владикавказе (09.05.2009)
  8. «И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену...» (13.05.2009)
  9. Вячеслав Гобозов: «Протестный электорат в Южной Осетии - огромный» (27.05.2009)
  10. Полковник Шанаев: герой - в бою, покоритель сердец - в быту (28.05.2009)

 

 Собрание имен

  1. Мурат ДЖИКАЕВ: «Образ Коста неразрывно связан с моим творчеством» 
  2. Анатолий ДЗАНТИЕВ: «Коста - это осетинский Пушкин»  
  3. Лицо театральной национальности - Казбек СУАНОВ
  4. Наталья КОЛОСОВА: «Дарите здоровье, счастье и улыбки!»
  5. Замужем за театром - Татьяна БЕСТАЕВА
  6. Музафер ДЗАСОХОВ: «Наш читатель не имеет столичной прописки»
  7. Лучезарное творчество Эльбруса САККАЕВА
  8. Тамерлан ГУРИЕВ: «Коста Хетагуров - социально значимая, грандиозная фигура»
  9. Орлиная гора Давида ТЕМИРЯЕВА
  10. Лев ОЗЕРОВ: «Точней созвучья не встречал на свете я! Они рифмуются: поэзия - Осетия»
  11. Валерий ТЕДЕЕВ: «Чтобы стать сильным и побеждать, нужно научиться достойно принимать поражения»
  12. Алан КАЛМАНОВ: «Живопись должна побуждать к размышлению»
  13. Солтан ДЗАРАСОВ: «Российская поддержка создала в Южной Осетии иждивенческую психологию»
  14. Крутые виражи Валерия АЛЕКСЕЕВА
  15. Казбек КАРГИНОВ: «Политика не должна мешать хозяйственной работе»
  16. Анатолий ДЗИВАЕВ: «Театр - это добровольная каторга»
  17. Людмила БЯЗРОВА: «Художественный музей - это показатель наличия зрелой национальной культуры»
  18. Жорж ГАСИНОВ: «Моя профессия - осетин»
  19. Земфира ЦАХИЛОВА: «Чувство успеха надо воспитывать с детства»
  20. Владимир СОСКИЕВ: «Мой Коста - В Санкт-Петербурге и во Владикавказе, а мой Пушкин - в Сурх-Дигоре»
Архив
<< Ноябрь 2024 >>
ВсПнВтСрЧтПтСб
     12
3
456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930