Ольга РЕЗНИК
У народного художника РСО-Алания Алана Калманова даже в детстве не было мучительных раздумий на тему, кем быть. Он знал, что станет живописцем, как и его отец - талантливый, самобытный художник, приверженец классического искусства Батр Калманов. Однако у Калманова-младшего свой почерк, свой стиль, своя тайна. Мир его красок не прост. Но ведь и жизнь совсем не проста. В ней, как и на полотнах художника, зримо присутствует вечное, непреходящее духовное начало, переплетающееся корнями с земным, подлинно народным. Даже Лац - живописнейшее местечко в горах Осетии - на полотне Алана Калманова соткано из воздуха и света. Неземная красота словно парит над землей, переходя невидимую грань, за которой открываются тайны мироздания.
Что там за ней, за этой гранью? Художник ставит вопросы и пытается найти на них свои ответы. Сегодня работы Алана Калманова находятся в Северо-Осетинском художественном музее им.М. Туганова во Владикавказе, в частных собраниях России, США, Франции, Испании, Германии. Он - востребованный участник всероссийских, зональных, республиканских выставок, лауреат престижных художественных конкурсов.
- Неужели у Вас никогда не было и малейших сомнений по поводу того, кем стать?
- Когда с детства живешь в семье художника, в мире кистей и холстов, представить себя кем-то другим сложно. Еще в раннем возрасте за мной закрепилось прозвище «сын полка», потому что с утра до вечера я обходил все мастерские: то в одну зайду, то в другую. Я практически вырос в Союзе художников. Запах красок - это для меня нечто родное.
Учился я во владикавказской школе № 5, хорошо знал английский. Поэтому у мамы нет-нет да закрадывались «крамольные» мысли на мой счет. Но пример отца и дяди, мужа папиной сестры Мадины, народного художника СССР Виктора Михайловича Орешникова, мастера портрета, не позволял сколько-нибудь серьезно задумываться об альтернативе. К тому же моя старшая сестра, тоже Мадина, уже училась в Академии художеств. В общем, после восьмого класса я поступил в среднюю художественную школу им. Б.В. Иогансона при институте им. И.Е. Репина в Ленинграде. Потом учился в самом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е.Репина в мастерской Андрея Андреевича Мыльникова. Окончил его с отличием. Была возможность поступить в аспирантуру. Но мой педагог Мыльников сказал: «Не протирай штаны. Поезжай домой и работай». Так я и сделал. Тем более что мне передалась папина любовь к Осетии. И я вернулся в родные пенаты.
- Ваш отец, Батр Николаевич, известен как очень ценимый в Осетии, подлинно народный художник. А каким он был отцом?
- Очень добрым. Мы были настолько близки, что папины друзья называли нас «братья Калмановы». Всюду бывали вместе. Даже в ресторан, когда там собирались его коллеги по творческому цеху, отец брал меня с собой.
- А какой кодекс чести художника завещал Вам отец?
- Когда он видел, как я пишу, то говорил: «Алан, не трогай там, где хорошо. Трогай там, где плохо». То, что писал мой отец, всегда было для меня высшим мерилом. Лейтмотивом творчества, главной линией для него всегда была любовь к Осетии. Это он передал и мне. Отец всегда относился с уважением к моим творческим взглядам, к выбору тем, к поиску собственного стиля.
- Кого, кроме отца, считаете своим учителем в высоком смысле этого слова?
- Виктора Михайловича Орешникова - великолепного мастера. Андрея Андреевича Мыльникова, чью мастерскую я заканчивал. Он был очень строг. Требовал с меня больше, чем с других студентов. Во время защиты дипломной работы сказал, что я близкий ему человек. Этим и объяснил свою требовательность. Услышать такое, конечно же, было приятно.
- Вас называют представителем интеллектуальной живописи Осетии. Какой смысл Вы вкладываете в это понятие?
- Скажу так: живопись должна давать пищу либо уму, либо сердцу. Лучше, если есть и то, и другое. Профессионализм - важнейшая сторона любого мастера. Это ум. А вот новый взгляд на вещи, то, что трогает, цепляет и не всегда четко читается, - это сердце.
- Почему во многих Ваших работах - неяркие тона, дымка, сквозь которую зритель смотрит на то, что изображено на полотне?
- Мне свойственны пастель, мягкие оттенки. Но это только средства, которые должны работать на главную задачу - донести основную мысль художника. Где-то для ее выражения необходима дымка, где-то что-то яркое, резкое. Все зависит от поставленной задачи. К примеру, в моей работе «Вечер. Осетинская церковь» важна каждая деталь. Там расплывчатость не нужна.
- Но ведь часто бывает так: то, что хотел сказать художник, и то, что увидел зритель, не совсем одно и то же. По-вашему, это нормально?
- Совершенно нормально. Каждый видит мир по-своему. Вот Вы спрашивали об интеллектуальной живописи. В ней очень важно не говорить в лоб. В живописи не место пересказу. Живопись в высоком понимании этого слова должна побуждать к размышлению, должна дать возможность почувствовать, к чему призывает художник. А задача художника, в моем понимании, и состоит в том, чтобы к чему-то побуждать.
- А к чему именно?
- К тому, чтобы сделать человека добрее. Есть вечные, непреходящие ценности. Но в суете жизни мы часто, вместо того, чтобы остановиться, проходим мимо чего-то, что заслуживает внимания.
- Вы пишете в разных жанрах - пейзаж, натюрморт, портрет... Что все-таки Вам ближе?
- Для меня главное - чтобы в картине была раскрыта мысль автора. Жанр - это средство достижения этой цели.
- Говорят, что картины, как дети. У Вас есть любимые?
- Есть. Это такие работы, как «Оплакивание дерева», «Вечер. Осетинская церковь», «Осень. Джеоргуба».
- Очень интересен, на мой взгляд, и опять-таки загадочен Ваш автопортрет. Почему изобразили только половину своего лица?
- Потому что в каждом человеке две стороны - явная и скрытая. Одна на виду, другая для окружающих - чистый лист.
- В Ваших работах присутствует какая-то тайна, зашифрованные сакральные знания, недосказанность...
- В произведениях должна быть недосказанность - не назидание, а призыв к размышлению. Тайна присутствует в нашей жизни. Мы не знаем, откуда пришли и куда уходим.
Искусство будит мысль. Те мелодии, что мне нравятся, вызывают позитивные чувства. После хорошей музыки остается приятное послевкусие, которое делает тебя лучше, чище. Так же и живопись. Кстати, когда я пишу, обязательно делаю это под музыку. Если вещь настоящая, то ее именно слушаешь.
- А какую музыку вы любите?
- Разную - и рок, и джаз. Но обязательно хорошую.
- В Вашем творчестве присутствует тема Беслана. Это, прежде всего, памятник сотрудникам спецподразделений «Альфа», «Вымпел» и МЧС, погибшим при освобождении заложников, с выведенной на нем надписью «...Вы навсегда в самом сердце Беслана - парни, закрывшие сердцем детей». И картины «Уезжающий мальчик. Памяти жертв Беслана», «01. 09. 2004».
- Пройти мимо этой темы нереально. Делать в лоб - неправильно. Можно только чувствовать. Название «Уезжающий мальчик» говорит само за себя. Масштаб трагедии не поддается рациональному осмыслению.
- Что Вы пишете сейчас?
- Много чего. К выставке, посвященной 150-летнему юбилею Коста Хетагурова, написал картину «Мольба». Она тоже об общечеловеческих ценностях.
- В Вашем родительском доме стало традицией, что дети идут по стопам отца. А Ваша дочь тоже художник?
- Нет, Саша будущий экономист. Сейчас она учится в Питере. Я считаю, что для женщины быть художником - тяжелая доля. Хотя Саша не чужда живописи, она училась в лицее искусств.
- В ноябре Вам исполнится 45. Заранее не поздравляют, но что бы Вы пожелали самому себе в преддверии этой даты?
- Побольше возможностей отрешиться от повседневной суеты и заниматься творчеством. Помните, как говаривал Пабло Пикассо: «Художнику нужно много денег, чтобы о них не думать». И еще я пожелал бы себе свободы мыслей.
- Всего этого от лица читателей сайта «Осетия-Квайса» желаем Вам и мы.
Самое читаемое
- Альберт Джуссоев считает, что Осетию надо спасать от преступной власти Кокойты (03.06.2009)
- Ибрагим ИБРАГИМОВ: «Я уехал из Южной Осетии, опасаясь за свою жизнь» (14.07.2009)
- Координационный Совет Южной Осетии призвал народ к консолидации без Кокойты (03.08.2009)
- Письмо генералу: "Вы спасли наших детей. Великое вам спасибо!" (07.08.2009)
- Артур ТАЙМАЗОВ: «Чтобы оправдать ожидания, придется стать трехкратным олимпийским чемпионом» (20.07.2009)
Ноябрь
- В Квайсе вопреки заявлениям властей кардинальных сдвигов не наблюдается (01.11.2009)
- На закате: период правления Кокойты в Южной Осетии подходит к концу (23.11.2009)
- Бронза, прославившая Осетию (12.11.2009)
- Как Буш полюбил Южную Осетию (10.11.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ: «Вопрос о власти - это вопрос о спасении Южной Осетии» (20.11.2009)
- Фатима МАРГИЕВА: «Южной Осетии мое содержание в тюрьме обойдется дороже» (17.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 1 (24.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 2 (25.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 3 (26.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 4 ( 27.11.2009)
Октябрь
- Словесный понос на сайтах Кокойты: анонимщики и плагиаторы по-другому не умеют (11.10.2009)
- Форум отправил Кокойты в глубокий нокаут (09.10.2009)
- Форум послал сигнал Кокойты: пора собирать чемоданы (09.10.2009)
- Кокойты пообещал ударить женщину, чтобы она заткнулась навсегда (01.10.2009)
- Все, как всегда: Баранкевич наступает, Кокойты отступает (12.10.2009)
- Митинг в Цхинвале показал: Кокойты теряет последнюю поддержку (07.10.2009)
- Погорельцы Цхинвала ищут правду в Москве (08.10.2009)
- Кокоевщине не должно быть места в Южной Осетии (18.10.2009)
- Кокойты требует стариков к ответу: власть в Южной Осетии продолжает свое нравственное падение (19.10.2009)
- Южная Осетия: нужна власть, которой люди поверят (11.10.2009)
Сентябрь
- Дзамболат ТЕДЕЕВ: «Главная цель - Олимпиада в Лондоне» (26.09.2009)
- На третий срок - под дулами автоматов (11.09.2009)
- Южная Осетия как филиал Озерска: за и против (04.09.2009)
- Суметь довести до абсурда (16.09.2009)
- Плохому танцору оппозиция мешает (17.09.2009)
- Вы - наша последняя надежда (15.09.2009)
- Осень власти: по Южной Осетии шагают протестные настроения (30.09.2009)
- Квайса: еще одно испытание землетрясением (21.09.2009)
- День независимости в Квайсе: праздник без праздника (20.09.2009)
- Семь восторженных мужчин: красота для каждого своя (09.09.2009)
Август
- Президент Южной Осетии Кокойты объявил войну (24.08.2009)
- Кокойты пошел на конфронтацию с Путиным? (19.08.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ: «Газопровод - фундамент возрождения, пора браться за большие дела» (13.08.2009)
- Кем станет Бровцев для Южной Осетии? (11.08.2009)
- Кокойты переплюнул Кадырова, как минимум, втрое (06.08.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ жителям Южной Осетии: «Эта трудовая победа - для вас!» (25.08.2009)
- Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южной Осетии нужны новые люди, свежие идеи и натиск в строительных делах» (21.08.2009)
- Южная Осетия в ожидании перемен: требуются новые подходы и новые люди (04.08.2009)
- Россия защищала не Кокойты, Россия защищала осетин (12.08.2009)
- В отставку надо отправлять не правительство Южной Осетии, а самого Кокойты (04.08.2009)
Июль
- Южная Осетия не дает Кикабидзе покоя, а «песня» о саперной лопатке по-прежнему звучит фальшиво (25.07.2009)
- Президент Южной Осетии: во всем виноват «Стройпрогресс» (23.07.2009)
- Юбилейный портрет осетинских писателей в Дарьяльском ущелье (07.07.2009)
- Кокойты против Джуссоева: объятия удава (14.07.2009)
- На строительстве газопровода в Кударском ущелье Южной Осетии - часть пятая (17.07.2009)
- Прокуратура и МВД Южной Осетии провели спецоперацию: в гостинице «Квайса» подсчитали инвентарь вплоть до веников (29.07.2009)
- Перед войной юбилей Коста Хетагурова отмечала вся страна, начиная со Сталина (21.07.2009)
- Король иллюзиона Эмиль Кио первое звание получил в родной Осетии (28.07.2009)
- Кривое зеркало: парламент Южной Осетии начал свою деятельность с отповеди оппозиции (25.07.2009)
- Кикабидзе мечтал поклоняться Путину, но тот обошелся без лицемерной лести (31.07.2009)
Июнь
- Кадыров сказал Аушеву то, что стеснялись сказать другие (26.06.2009)
- Трава забвения или грустный юбилей романтика осетинской поэзии (09.06.2009)
- Замужем за театром (20.06.2009)
- Должно ли шампанское быть поминальным? (22.06.2009)
- Осетинский генералитет Российской Империи (28.06.2009)
- Режим Кокойты перед войной продавал оружие Грузии? (02.06.2009)
- Россия - великая наша держава...(12.06.2009)
- Увидеть Квайсу в последний раз (16.06.2009)
- Эпоха погубленных судеб (02.06.2009)
- Он сердце не прятал за спины ребят (25.06.2009)
Май
- «Если бы он умер - остался бы в истории, но он - живой...» (26.05.2009)
- Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южная Осетия не должна превратиться в чемодан с оторванной ручкой» (28.05.2009)
- Марик ЛЕЙКИН: «Участковый - это шериф своего микрорайона» (14.05.2009)
- Писателю Юрию Полякову подарили бурку (04.05.2009)
- Руслан ДЗАРАСОВ: «Послевоенная ситуация для Южной Осетии во многом сложнее» (18.05.2009)
- Владикавказ - вчера, сегодня и завтра (06.05.2009)
- Парад Победы во Владикавказе (09.05.2009)
- «И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену...» (13.05.2009)
- Вячеслав Гобозов: «Протестный электорат в Южной Осетии - огромный» (27.05.2009)
- Полковник Шанаев: герой - в бою, покоритель сердец - в быту (28.05.2009)
Собрание имен
- Мурат ДЖИКАЕВ: «Образ Коста неразрывно связан с моим творчеством»
- Анатолий ДЗАНТИЕВ: «Коста - это осетинский Пушкин»
- Лицо театральной национальности - Казбек СУАНОВ
- Наталья КОЛОСОВА: «Дарите здоровье, счастье и улыбки!»
- Замужем за театром - Татьяна БЕСТАЕВА
- Музафер ДЗАСОХОВ: «Наш читатель не имеет столичной прописки»
- Лучезарное творчество Эльбруса САККАЕВА
- Тамерлан ГУРИЕВ: «Коста Хетагуров - социально значимая, грандиозная фигура»
- Орлиная гора Давида ТЕМИРЯЕВА
- Лев ОЗЕРОВ: «Точней созвучья не встречал на свете я! Они рифмуются: поэзия - Осетия»
- Валерий ТЕДЕЕВ: «Чтобы стать сильным и побеждать, нужно научиться достойно принимать поражения»
- Алан КАЛМАНОВ: «Живопись должна побуждать к размышлению»
- Солтан ДЗАРАСОВ: «Российская поддержка создала в Южной Осетии иждивенческую психологию»
- Крутые виражи Валерия АЛЕКСЕЕВА
- Казбек КАРГИНОВ: «Политика не должна мешать хозяйственной работе»
- Анатолий ДЗИВАЕВ: «Театр - это добровольная каторга»
- Людмила БЯЗРОВА: «Художественный музей - это показатель наличия зрелой национальной культуры»
- Жорж ГАСИНОВ: «Моя профессия - осетин»
- Земфира ЦАХИЛОВА: «Чувство успеха надо воспитывать с детства»
- Владимир СОСКИЕВ: «Мой Коста - В Санкт-Петербурге и во Владикавказе, а мой Пушкин - в Сурх-Дигоре»