Захар ВАЛИЕВ – постмодернист, расписывающий храмы
01.12.2009
 

Ольга РЕЗНИК

Рабочий день заслуженного художника Республики Северная Осетия-Алания Захара Валиева начинается обычно ранним утром. Такой алгоритм выработался еще 3 года назад, когда он вместе с коллегами по творческому цеху Асланом Хетагуровым и Виктором Цаллаговым приступил к росписи церкви женского монастыря в г.Алагир. Потом были еще три храма, которые довелось расписать. Спустя два дня по завершении работы в последнем Захар впервые принял участие в ежегодном, третьем по счету, международном художественном симпозиуме «Аланика», проходившем во Владикавказе в сентябре. От церковной живописи он опять вернулся к постмодернизму. Последние работы художника наряду с картинами других участников симпозиума были представлены в выставочном зале Владикавказского краеведческого музея. Их заметили. Да что там заметили. Они получили признание: четыре работы Захара Валиева приобрел Петербургский музей современного искусства.

За окном моросит мелкий нудный дождик, а мы сидим с Захаром в уютном кафе и ведем неспешную беседу. С присущей художникам сочностью он рассказывает о Риге с ее узкими колоритными улочками, о Латвийской Академии художеств, где он учился в мастерской профессора Индулиса Зариньша. Во время учебы побывал в Германии, там посещал занятия по учебному рисунку в Академии художеств в Штутгарте и Бремене. Еще в студенческие годы Захар усвоил лучшие черты прибалтийской живописи: экспрессивную раскованность, чувство пятна, сложный, изысканный, многотональный, чуть холодноватый колорит, мягкость касаний. Сегодня его творчеству присущ экспрессионизм, интонируемый гротеском, иногда легкой иронией, философскими размышлениями и вкраплениями завуалированного юмора. Неповторимость работ живописца, отмечают искусствоведы, обусловлена соотношением благородного колорита и сложных, неожиданных по остроте образов.

Разговор сам собой заходит о Владикавказе. Захар рассказывает, как рвался в родной город. Поэтому по окончании Академии отклонил все поступившие предложения и вернулся домой. Мой собеседник вспоминает, как еще до отъезда в Ригу учился во Владикавказском художественном училище. Жил он тогда в новом, только начавшем строиться 34-м микрорайоне. Как-то сидел с приятелями и рассуждал о том, что их район какой-то обособленный, живущий своей отдельной жизнью, как Ватикан. Приятелям сравнение Захара явно пришлось по душе. Сегодня и 34-й, и 35-й микрорайоны Владикавказа так в народе и называют - Ватикан, хотя они за прошедшие годы сильно разрослись, и обособленностью сегодня уж никак не отличаются. Мы вспоминаем также, что есть в нашем городе свои Вашингтон, Сахалин, БАМ. А есть и районы с совершенно специфическими названиями - Шалдон, Турхана, Молоканка.

Потом речь опять заходит о живописи, языком которой раскрываются таинственные глубины драматического сюжета. Что может быть занимательнее, чем наблюдать, как серебристая мелодия цвета, возникающая в сложной игре окружающей нас природы, выплескивается в стремительность ритмов и виртуозную раскрепощенность пятна, обогащается графической остротой гибкого мазка-линии, выражая эмоциональную творческую вселенную художника, не позволяющего себе быть отстраненным и равнодушным в своих произведениях. Такой и только такой должна быть современная живопись.

 

 - Захар, не сложно вам было переключиться на церковную живопись?

 - Сложно, конечно, так как то, что я писал до этого, по форме диаметрально противоположно тому, что довелось делать в церкви. Но только по форме, а не по содержанию - философское осмысление жизни было мне близко всегда.

 

- Но ведь в храме просто так с бухты-барахты не начнешь работать. Для этого нужна особая подготовка.

- Конечно, нужна. Если бы мы начали с росписи храма в Верхнем Бирагзанге, возможно, все было бы по-другому. Но первый опыт состоялся в монастыре. Мы жили рядом с монахинями, придерживались их распорядка дня, молились, соблюдали пост. И так девять месяцев. Теперь я понимаю, как мне это было нужно. Незадолго до того я пережил психологическую травлю. И в монастыре, где может пройти любая болезнь, где каждого оценивают по его человеческим качествам, по правде говоря, отогрелся душой.

 

 - Я слышала, что роспись храма при женском монастыре в Алагире со стороны художников была благотворительной акцией. Вы что, так богаты?

 - Нет, конечно. Но знаете, внутренняя самооценка меняется, когда делаешь благое дело. Меня это лечило. Господь предоставил возможность проявить себя. И я смог себя реализовать в какой-то степени.

 

 - Потом с Асланом Хетагуровым и семью помощниками вы расписывали церковь в Бирагзанге. Впервые в осетинском храме появились образы аланских святых - Алана Лаворского, святых Гоара и Николая Туальского, преподобных Алония и Сармата - учеников основателя монашества Антония Великого. Манера письма - византийская, ныне редко встречаемая. Молитвы написаны на осетинском языке. То есть работа была проделана колоссальная. Как долго вы расписывали храм в Бирагзанге?

 - Тоже девять месяцев. После этого мы поработали еще в Ардоне в храме Святого Пантелеймона и в фамильной церкви Засеевых неподалеку от Санибы. И буквально через два дня после того, как все было сделано, я принял участие в симпозиуме «Аланика».

 

 - Попали, как говорится, с корабля на бал?

 - Можно сказать и так. Все, что происходило на симпозиуме, было архиинтересно. Главное - общение с коллегами из разных уголков страны и из-за рубежа. Ведь я долгое время никуда не выезжал. Интересно было рисовать под музыку. Импровизировали музыканты, импровизировали художники.

 

- Это, кажется, называется перформанс - эдакий синтез живописи и музыки.

- Особенно увлекательно было, когда под звуки музыки разные художники писали одно и то же полотно - мазок делает один, мазок - другой.

 

- У музыкантов такое явление называется сейшен. Это, когда исполнители, не игравшие прежде вместе, начинают без предварительных репетиций, импровизируя, что-то творить.

- Да, очень похоже. Потом с выставкой созданных работ симпозиум «Аланика» перекочевал в Москву. Там, в ЦДХ, были выставлены произведения участников симпозиума. В столице продолжились и живописно-музыкальные экзерсисы. Вместе с французским художником Артуром Яном мы рисовали трехметровое полотно. Чтобы краска не капала на обувь, я разулся и рисовал босым. Многочисленная публика, в ее числе были представители московской осетинской диаспоры, решили, что так все и задумано. Правда, в итоге я простудился. Но звонок из дома с сообщением о том, что нас показывали по телеканалу «Культура», обрадовал и придал сил.

В результате у нас с Яном получилось трехметровое полотно, состоящее из восьми частей. Части будут распроданы, и у каждой из них появится своя история. Какая, мы со временем узнаем, заверила нас замминистра культуры республики Галина Тебиева.

 

- Как о ваших работах узнали в Петербургском музее современного искусства?

- Представитель этого музея приезжал на наш симпозиум. Ходил, смотрел, фотографировал, в том числе и в выставочном зале на улице Горького. Потом уехал. Через некоторое время мне позвонили и сообщили, что отобраны четыре мои работы. Для меня это была большая радость.

 

- Что это за работы?

- Это то, что было написано по завершении росписи храма - «Святые» (см. на фото), «Альфа и омега» (помните, Христос говорил об этом?), «Поэтам серебряного века» и «Сон». В основу последней легло одно из моих тревожных сновидений. Две лошади несутся прямо на меня и не останавливаются. И тут мои руки превращаются в крылья, и я хочу взлететь.

 

- Сон, предупреждающий об опасности, с которой вы справитесь?

- Он снился мне давно. После этого и проблемы были, и справиться с ними удалось. Вообще, по-моему, на все воля Божья. Все испытания нам посылаются свыше. Важно с честью их пройти, не озлобившись, прощая своих обидчиков.

 

- Ваши планы на будущее?

- Не хочу загадывать. Человек полагает, а Бог располагает. Но после долгого перерыва в творчестве, не считая церковной живописи, хотел бы восстановиться, создать большое полотно. Ведь я окончил монументальное отделение.

 

- Странно, что вы говорите о восстановлении. Сразу четыре ваши новые работы были отобраны для музея современного искусства и не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге...

- Те работы, что попали в музей, я писал еще на той волне, пребывая «в духе». Каждому жизненному промежутку соответствует определенное мировоззрение. Думаю, мне предстоит серьезно поработать.

 

- А храмы расписывать не бросите?

- Если получится, может быть, будем пытаться делать росписи в Зарамагском храме Казанской Божьей Матери. Эскизы уже готовы.

 

Захар ВАЛИЕВ. Клетка.
Захар ВАЛИЕВ. Старый Владикавказ. Сумерки.
Захар ВАЛИЕВ. На закате.
Захар ВАЛИЕВ. Рига. Улица Чака.
 

 

 

Фото недели

 
Народ выбирает достойных!
Сергей БАГАПШ - вновь
Президент Абхазии.

Самое читаемое

 

 

Сослан Кокоев. УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с Джабеличем - Э.Дж.Кокойты (24-30.11.2009)

  1. Альберт Джуссоев считает, что Осетию надо спасать от преступной власти Кокойты (03.06.2009)
  2. Ибрагим ИБРАГИМОВ: «Я уехал из Южной Осетии, опасаясь за свою жизнь» (14.07.2009)
  3. Координационный Совет Южной Осетии призвал народ к консолидации без Кокойты  (03.08.2009)
  4. Письмо генералу: "Вы спасли наших детей. Великое вам спасибо!" (07.08.2009)
  5. Артур ТАЙМАЗОВ: «Чтобы оправдать ожидания, придется стать трехкратным олимпийским чемпионом» (20.07.2009)

Ноябрь

  1. В Квайсе вопреки заявлениям властей кардинальных сдвигов не наблюдается (01.11.2009)
  2. На закате: период правления Кокойты в Южной Осетии подходит к концу (23.11.2009)
  3. Бронза, прославившая Осетию (12.11.2009)
  4. Как Буш полюбил Южную Осетию (10.11.2009)
  5. Альберт ДЖУССОЕВ: «Вопрос о власти - это вопрос о спасении Южной Осетии» (20.11.2009)
  6. Фатима МАРГИЕВА: «Южной Осетии мое содержание в тюрьме обойдется дороже» (17.11.2009)
  7. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 1 (24.11.2009)
  8. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 2 (25.11.2009)
  9. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 3 (26.11.2009)
  10. Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 4 ( 27.11.2009)

 

Октябрь

  1. Словесный понос на сайтах Кокойты: анонимщики и плагиаторы по-другому не умеют (11.10.2009)
  2. Форум отправил Кокойты в глубокий нокаут (09.10.2009)
  3. Форум послал сигнал Кокойты: пора собирать чемоданы (09.10.2009)
  4. Кокойты пообещал ударить женщину, чтобы она заткнулась навсегда (01.10.2009)
  5. Все, как всегда: Баранкевич наступает, Кокойты отступает (12.10.2009)
  6. Митинг в Цхинвале показал: Кокойты теряет последнюю поддержку (07.10.2009)
  7. Погорельцы Цхинвала ищут правду в Москве (08.10.2009)
  8. Кокоевщине не должно быть места в Южной Осетии (18.10.2009)
  9. Кокойты требует стариков к ответу: власть в Южной Осетии продолжает свое нравственное падение (19.10.2009)
  10. Южная Осетия: нужна власть, которой люди поверят (11.10.2009)

 

Сентябрь 

  1.  Дзамболат ТЕДЕЕВ: «Главная цель - Олимпиада в Лондоне» (26.09.2009)
  2. На третий срок - под дулами автоматов (11.09.2009)
  3. Южная Осетия как филиал Озерска: за и против (04.09.2009)
  4. Суметь довести до абсурда (16.09.2009)
  5. Плохому танцору оппозиция мешает (17.09.2009)
  6. Вы - наша последняя надежда (15.09.2009)
  7. Осень власти: по Южной Осетии шагают протестные настроения (30.09.2009)
  8. Квайса: еще одно испытание землетрясением (21.09.2009)
  9. День независимости в Квайсе: праздник без праздника (20.09.2009)
  10. Семь восторженных мужчин: красота для каждого своя (09.09.2009)

 

Август

  1. Президент Южной Осетии Кокойты объявил войну (24.08.2009)
  2. Кокойты пошел на конфронтацию с Путиным? (19.08.2009)
  3. Альберт ДЖУССОЕВ: «Газопровод - фундамент возрождения, пора браться за большие дела» (13.08.2009)
  4. Кем станет Бровцев для Южной Осетии? (11.08.2009)
  5. Кокойты переплюнул Кадырова, как минимум, втрое (06.08.2009)
  6. Альберт ДЖУССОЕВ жителям Южной Осетии: «Эта трудовая победа - для вас!» (25.08.2009)
  7. Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южной Осетии нужны новые люди, свежие идеи и натиск в строительных делах» (21.08.2009)
  8. Южная Осетия в ожидании перемен: требуются новые подходы и новые люди (04.08.2009)
  9. Россия защищала не Кокойты, Россия защищала осетин (12.08.2009)
  10. В отставку надо отправлять не правительство Южной Осетии, а самого Кокойты (04.08.2009)

 

Июль 

  1. Южная Осетия не дает Кикабидзе покоя, а «песня» о саперной лопатке по-прежнему звучит фальшиво (25.07.2009)
  2. Президент Южной Осетии: во всем виноват «Стройпрогресс» (23.07.2009)
  3. Юбилейный портрет осетинских писателей в Дарьяльском ущелье (07.07.2009)
  4. Кокойты против Джуссоева: объятия удава (14.07.2009)
  5. На строительстве газопровода в Кударском ущелье Южной Осетии - часть пятая (17.07.2009)
  6. Прокуратура и МВД Южной Осетии провели спецоперацию: в гостинице «Квайса» подсчитали инвентарь вплоть до веников (29.07.2009)
  7. Перед войной юбилей Коста Хетагурова отмечала вся страна, начиная со Сталина (21.07.2009)
  8. Король иллюзиона Эмиль Кио первое звание получил в родной Осетии (28.07.2009)
  9. Кривое зеркало: парламент Южной Осетии начал свою деятельность с отповеди оппозиции (25.07.2009)
  10. Кикабидзе мечтал поклоняться Путину, но тот обошелся без лицемерной лести (31.07.2009)

 

 Июнь

  1. Кадыров сказал Аушеву то, что стеснялись сказать другие (26.06.2009)
  2. Трава забвения или грустный юбилей романтика осетинской поэзии (09.06.2009)  
  3. Замужем за театром (20.06.2009)
  4. Должно ли шампанское быть поминальным? (22.06.2009)
  5. Осетинский генералитет Российской Империи (28.06.2009)
  6. Режим Кокойты перед войной продавал оружие Грузии? (02.06.2009)
  7. Россия - великая наша держава...(12.06.2009)
  8. Увидеть Квайсу в последний раз (16.06.2009)
  9. Эпоха погубленных судеб (02.06.2009)
  10. Он сердце не прятал за спины ребят (25.06.2009)

 

 Май

  1. «Если бы он умер - остался бы в истории, но он - живой...» (26.05.2009)
  2. Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южная Осетия не должна превратиться в чемодан с оторванной ручкой» (28.05.2009)
  3. Марик ЛЕЙКИН: «Участковый - это шериф своего микрорайона» (14.05.2009)
  4. Писателю Юрию Полякову подарили бурку (04.05.2009)
  5. Руслан ДЗАРАСОВ: «Послевоенная ситуация для Южной Осетии во многом сложнее» (18.05.2009)
  6. Владикавказ - вчера, сегодня и завтра (06.05.2009)
  7. Парад Победы во Владикавказе (09.05.2009)
  8. «И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену...» (13.05.2009)
  9. Вячеслав Гобозов: «Протестный электорат в Южной Осетии - огромный» (27.05.2009)
  10. Полковник Шанаев: герой - в бою, покоритель сердец - в быту (28.05.2009)

 

 Собрание имен

  1. Мурат ДЖИКАЕВ: «Образ Коста неразрывно связан с моим творчеством» 
  2. Анатолий ДЗАНТИЕВ: «Коста - это осетинский Пушкин»  
  3. Лицо театральной национальности - Казбек СУАНОВ
  4. Наталья КОЛОСОВА: «Дарите здоровье, счастье и улыбки!»
  5. Замужем за театром - Татьяна БЕСТАЕВА
  6. Музафер ДЗАСОХОВ: «Наш читатель не имеет столичной прописки»
  7. Лучезарное творчество Эльбруса САККАЕВА
  8. Тамерлан ГУРИЕВ: «Коста Хетагуров - социально значимая, грандиозная фигура»
  9. Орлиная гора Давида ТЕМИРЯЕВА
  10. Лев ОЗЕРОВ: «Точней созвучья не встречал на свете я! Они рифмуются: поэзия - Осетия»
  11. Валерий ТЕДЕЕВ: «Чтобы стать сильным и побеждать, нужно научиться достойно принимать поражения»
  12. Алан КАЛМАНОВ: «Живопись должна побуждать к размышлению»
  13. Солтан ДЗАРАСОВ: «Российская поддержка создала в Южной Осетии иждивенческую психологию»
  14. Крутые виражи Валерия АЛЕКСЕЕВА
  15. Казбек КАРГИНОВ: «Политика не должна мешать хозяйственной работе»
  16. Анатолий ДЗИВАЕВ: «Театр - это добровольная каторга»
  17. Людмила БЯЗРОВА: «Художественный музей - это показатель наличия зрелой национальной культуры»
  18. Жорж ГАСИНОВ: «Моя профессия - осетин»
  19. Земфира ЦАХИЛОВА: «Чувство успеха надо воспитывать с детства»
  20. Владимир СОСКИЕВ: «Мой Коста - В Санкт-Петербурге и во Владикавказе, а мой Пушкин - в Сурх-Дигоре»
Архив
<< Апрель 2024 >>
ВсПнВтСрЧтПтСб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324
25
2627
282930