Должно ли шампанское быть поминальным?
22.06.2009

 

Игорь ДЗАНТИЕВ

Как только информационные агентства принесли весть о том, что президент Южной Осетии Э.Д.Кокойты предложил назначить дату торжественного пуска газопровода «Дзуарикау-Цхинвал» на 8 августа – в годовщину начала войны, развязанной Грузией против народа Южной Осетии, мое первое эмоциональное восприятие было одобрительным. Тем более, что на лентах была приведена эффектная аргументация инициатора: «Считаю, это будет символично. Ровно через год после того, как Грузия пришла на нашу землю убивать и разрушать, Россия пришла к нам с теплом, восстанавливать Южную Осетию».

Смущало только одно: то, что в интерпретации целого ряда Интернет-ресурсов, в первую очередь, подконтрольных Кокойты, новость о названной дате преподносилась как дело уже решенное. «Датой запуска газопровода «Дзуарикау-Цхинвал» станет 8 августа 2009 года», сообщал в заголовке один из них. Между тем, еще накануне, отвечая на вопрос сайта «Осетия-Квайса» и газеты «Северная Осетия», Ярослав Голко сказал: «19 июня мы посмотрим всю трассу, будем в основном на юге Осетии, там же, в Цхинвале, проведем общее итоговое совещание. Вот тогда и прикинем, где и когда зажигать факел. По итогам совещания доложим нашему руководству, которое и примет окончательное решение, определив дату торжественного пуска газопровода».

Все-таки Москва есть Москва. А «Газпром» есть «Газпром». Как большие артисты определяются по способности держать на сцене паузу, так и об уровне руководителя надо судить не по быстроте и громкости сделанных заявлений, а по умению предвидеть ключевые моменты и озвучивать их только после интеллектуальной обкатки, когда решение принято окончательно и бесповоротно. К чему все эти рассуждения? К тому, что осторожность высших чиновников «Газпрома» была оправданной, а вот выглядевшая эффектной инициатива Кокойты после того, как дым рассеялся, вызывала все больше вопросов.

Неуместность названной им даты стала особенно явной в День памяти и скорби 22 июня, который в России вспоминают как начало самой кровопролитной войны в истории человечества. Но ведь 8 августа для осетин – это то же самое. К тому же свежи страшные раны. Большинство жертв в Цхинвале и в селах Южной Осетии как раз и приходится на эти августовские дни. А это значит, что во многих семьях будут проводиться поминки по погибшим. Как совместить это с торжествами, которые, по уже имеющимся сведениям, задумано провести с размахом!?

Мне кажется, есть другая августовская дата, которая больше подойдет для шампанского и праздничного салюта. Эта дата – 26 августа. Признание Россией независимого государства Южная Осетия – великий день в многовековой истории осетинского народа. Двойной праздник только усилит это величие. И, как мне кажется, будет не менее символичен.