- Более 8 веков осетины не имели государственности. Россия нам ее подарила, и сегодня все осетины от рядового гражданина до президентов на севере и юге ответственны перед потомками за использование исторического шанса, а это - язык, литература, культура, искусство, спорт, нация, в конце концов.
- Государство - это, в первую очередь, территория и население.
- Сегодня РЮО может стать самодостаточным государством при обязательном наличии минимум 100 тыс. населения - все делают люди и все должно делаться для людей;
- Нынешняя власть недееспособна, неадекватна складывающейся ситуации и должна не только уйти, но и сама, из высших государственных и национальных соображений, обеспечить легитимную смену власти.
К сожалению, форум не был услышан, более того - воспринят в штыки, а участники подверглись репрессиям.
Теперь по порядку. 08.08.08 наступил конец 19 летнему противостоянию, и этот день величайшей трагедии одновременно стал действительным днем создания нового государства РЮО. Россия протянула братскую руку помощи, спасла от уничтожения и оказала огромную, фантастическую политическую, экономическую и моральную поддержку. В ответ - вместо системной, организованной работы по строительству государства, власти ввязались в неустанную войну за контроль над финансовыми потоками, «вытаптыванию территории», незанятой кланом и родственниками.
Это было настолько явно и алчно, что Москва вынуждены была пойти на беспрецедентный шаг в межгосударственных отношениях (Россия - Южная Осетия), когда проектно-сметную документацию строительства каждого дома утверждали в Правительстве России, то есть, по сути, из-за недоверия к местным органам власти через Минрегионразвития РФ было введено внешнее управление иностранным государством. К сожалению, получился не самый эффективный вариант.
Если исходить из логики и опыта, то Э.Кокойты должен был доказать свою состоятельность и получить все деньги в свое управление или, мужественно признав обратное, попросить Россию, наряду с деньгами, дать мощных строителей - то же «СУ-155» могло с этим справиться, или тот же «Стройпрогресс» А.Джуссоева. А самому в это время сконцентрировать свое внимание на строительстве государства, его институтов, выстраивании эффективных взаимоотношений власти и общества. Получилось с точностью наоборот. Парламент избирался по «особым» технологиям с единственной задачей - дать возможность действующему президенту пойти на третий и дальнейшие сроки.
О среднем и малом предпринимательстве наверное придется забыть, так как с одной стороны лозунги, а с другой - контрольно-разрешительные органы под руководством клана и родственников: попробуй пробейся. Об обществе, демократии, о правах человека может составить мнение любой, кто ознакомлен с пространными интервью президента, где лейтмотивом звучит древний лозунг диктатора: «Государство - это я». В республике, где 75% трудоспособного населения чиновники и работники силовых структур, подчиненные президенту и Главнокомандующему, создана атмосфера недоверия, доносительства и страха. Население, насчитывающее не более 25 тысяч человек, деморализовано. Оно лишено инициативы, все зависит от благожелательности «лично его», которое надо заслужить.
Но даже в этой обстановке есть настоящие патриоты, которые имеют мужество, честь, достоинство, имеют свое мнение и не боятся его высказывать. Прошедший форум и 242 делегата из 560 непосредственно из Южной Осетии, от всех ее районов, доказали это. Вот их-то больше всего боится Э.Кокойты. По-моему, именно ему не хочется возвращения беженцев домой. Это уже другие люди - самодостаточные, самоутвердившиеся в сложные 90-е годы, выжившие. Уж они-то не будут терпеть, они знают, что такое Закон и Право. В Северной Осетии, да и в целом в России, они прошли хорошие «университеты».
Следует добавить, что и большинство тех, кто на службе у президента, понимают, что так дальше продолжаться не может. Да, надо работать, надо кормить свои семьи, но, не имея осязаемого будущего, долго находиться в режиме самовыживания гибельно.
Выскажу крамольную мысль - слава Богу, что пока вопросы признания Южной Осетии идут трудно. Республика достаточно закрыта от официоза и СМИ. Но рано или поздно международное сообщество, ООН, СЕ, ОБСЕ и другие организации заинтересуются - кого же признала Россия? На первый план, сегодня еще робко, а дальше громче, выйдут вопросы беженцев, перемещенных лиц, различные гуманитарные программы, межнациональные, межгосударственные отношения. И что тогда? Как будем выглядеть мы? И, самое главное, как будет выглядеть Россия?
Я внимательно слежу за СМИ Грузии (спасибо Интернету) и сделал для себя ошеломляющий вывод: очень редко упоминается Южная Осетия и ни слова о Э.Кокойты. Что это, неужели они согласились с итогами августа 2008 года? А, наверное, все потому, что власти РЮО сегодня своей деятельностью, как никто другие, дискредитируют действия России и саму идею независимости. Не хочу пугать, но в истории и, особенно, политике «никогда нет никогда». Уйдет Саакашвили, появится очень похожий на пророссийского новый президент, и к тому времени, если Южная Осетия не станет самодостаточной, с дееспособными институтами власти и государства, с населением 100-120 тысяч человек, с собственной экономикой, то появится соблазн кое-что пересмотреть.
Не будем забывать У.Черчилля: «В политике нет постоянных друзей и врагов, есть постоянные интересы государства». А сегодня даже супердержавы не могут формулировать свои геополитику и стратегию без учета мнения остальных.
Согласитесь, что сегодня Россия оказалась в двойственном положении - признала государство, которое должно демонстрировать успехи, стабильность, поступательность и, естественно, любая экстренная смена власти нежелательна, в то же время нужна коренная реконструкция власти. Отсюда и «десант» российских специалистов, постоянные визиты российских министров и политиков, но ситуация напоминает автопром: можно бесконечно вкладывать деньги, но из «жигулей» не сделать «мерседеса» - проще запустить новую модель.
Говорю это к тому, что смена власти в Южной Осетии объективно назрела. Нужен новый лидер, который должен обладать обязательными качествами - молодой, с большим опытом организаторской и хозяйственной работы, способный к активному диалогу во внутренней и внешней политике, исповедующий в сегодняшней Осетии девиз: «Власть для народа, а не народ для власти». Президент должен работать, а не зарабатывать!
Словом, настало время перемен. И здесь главную роль играет Россия. И не только потому, что у нее в руках главные рычаги управления - кадры и финансы, но и потому, что мы все граждане РФ и Д.А. Медведев является Президентом населения Южной Осетии. Естественно, в Южной Осетии никто и никогда от рядового гражданина до организованной оппозиции (к слову, в Сенате Древнего Рима звучало: «Быть в оппозиции к диктатору и узурпатору - значить быть порядочным человеком») не предпримет никаких действий в ущерб интересам России - гаранта нашей свободы и независимости. Скажу больше, вовсе не страх, а разумные, взвешенные действия оппозиции сдерживают накаленное общество в республике от стихийности акций.
Сегодня Э.Кокойты активно «педалирует» личностный фактор, хотя я уверен, он уже сам понимает, что проиграл системно, а здесь - врага ищи в себе! Словом известная формула - «верхи не могут, а низы не хотят» вновь обрела актуальность в Южной Осетии. В такой ситуации в обществе идет естественный процесс формирования различных союзов, команд, групп и т.д.
Сегодня уже четко определились три команды.
Первая - команда Э.Кокойты, которая всеми силами старается сохранить себя или с учетом пресловутого конституционного «ценза оседлости» привести к власти своего сторонника и, по сути, сохранить свои позиции и по-прежнему управлять республикой.
Вторая команда - Координационный Совет общественных и политических организаций во главе с А.Джуссоевым, в который входят помимо лидеров партий и организаций, известные представители интеллигенции, науки, культуры, искусства, спорта, политики, крупные бизнесмены и молодежь. Команда имеет разработанную и одобренную Форумом Программу восстановления и выхода из социально-экономического кризиса РЮО, ориентирована на консолидацию всего общества без «своих» и «чужих», выступает за честные и альтернативные выборы нового президента, и уверена, что в Южной Осетии как на месте, так и среди выходцев из республики достаточно высокопрофессиональных кадров, способных строить государство. В части грузино-осетинских отношений команда реалистична и принципиальна - только межгосударственные отношения, никаких уступок в части независимости и суверенитета.
И есть третья команда, которая до последнего времени с удовлетворением наблюдала за «спорами» между Э.Кокойты и А.Джуссоевым, умело и технично подталкивала к обострениям, в надежде на то, что эти споры надоедят осетинскому народу и Кремлю, и им удастся навязать свою кандидатуру (или кандидатов). Создание Координационного Совета и проведенный Форум были для них полной неожиданностью. Сейчас из позиции наблюдателей они перешли к более активным действиям, пересмотрели тактику и стратегию. В программном плане выступают за неизбежность восстановления грузино-осетинских отношений, в том числе и в вопросах государственного строительства. Люди, стоящие за этой командой, имеют связи в Москве, в Тбилиси и в Цхинвале, и в определенной ситуации их идеи могут быть востребованы.
Есть еще несколько команд. Но они настолько ничтожны и экзотичны, что о них даже не стоит упоминать.
Словом, сегодня Южная Осетия и весь осетинский народ должны понимать, что нашему государству, как никогда, нужны разум, патриотизм, гражданственность и ответственность каждого осетина, где бы он ни находился.