Феликс КИРЕЕВ
10 ноября в России отмечается День милиции. С тех пор, как этот праздник был введен в 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР (10 ноября 1917 года постановлением Народного комиссариата внутренних дел РСФСР была создана рабочая милиция), он всегда чтим и в Осетии. И хотя праздник берет свое начало от советской милиции, история службы охраны общественного порядка в России, имеет более глубокие корни. В 1715 году указом Петра I в Петербурге была учреждена полицмейстерская канцелярия. Структура органов полиции развивалась и совершенствовалась. После того, как в марте 1860 года крепость Владикавказ была преобразована в город, здесь тоже появились полицейские органы.
Городской полицией руководил городничий. В положении о городской полиции было сказано «Городничий не судья, но долженствует: иметь бдение, дабы в городе сохранены были благочиния, добронравие и порядок; чтоб предписанное законами полезное в городе исполняемо и сохраняемо было; в случае же нарушения оного, городничий, по состоянию дела, несмотря ни на какое лицо, всякому напоминать может о исполнении предписанного законом; а в случае непослушания даст о том знать судебному месту для суждения виновного...»
Первым Владикавказским городничим стал майор Константин Михайлович Чураковский.
В 1862 годы произошли некоторые изменения в устройстве полиции в городах и уездах. Городская полиция состояла из полицмейстера, его помощника, секретаря и приставов с помощниками по числу городских участков. Владикавказ в те годы еще не был разделен на участки, поэтому вся городская полиция состояла лишь из полицмейстера и следственного пристава.
На пристава возлагалась непосредственная ответственность за состояние общественной безопасности. Он проводил дознание по уголовным преступлениям, собирал сведения о проживающих на подконтрольной территории, обеспечивал безопасное прохождение по стану войск, арестантов и пр.
Позднее приставы получили помощников в лице урядников. На этих полицейских чиновников и легла основная тяжесть производства дознаний по уголовным делам, как и многие другие обязанности: наблюдение за поведением обывателей во время церковных служб, пресечение антиправительственных действий и слухов, контроль за ношением оружия, исполнением правил питейной торговли. Продажа спиртного разрешалась в селах с 7 и до 22 часов, в городах - до 23 часов в будние дни, в праздничные и воскресные - по окончании литургии. Кроме того, в местах реализации спиртного не допускались музыка и азартные игры.
В эти годы полицмейстерами Владикавказа были Александр Афанасьевич Андрузский, Иван Васильевич Полозов, Николай Афанасьевич Акимов, Николай Платонович Скугаревский. Обычно они назначались с чином майора, а затем становились подполковниками.
С 1874 года после введения во Владикавказе городского управления полицейский штат был увеличен. У полицмейстера появился помощник, добавились два полицейских пристава.
Во второй половине 80-х годов XIX века Владикавказ был поделен на три участка (1-й участок от Осетинской слободки до улицы Грозненской (ныне Куйбышева), 2-й - от Грозненской до северной окраины, и 3-й - вся Затеречная часть города). С этого времени в каждой части города был свой пристав с одним помощником. Кроме того, в подчинении владикавказского полицмейстера, до начала XX века были городской врач и городская повивальная бабка.
В августе 1888 года владикавказским полицмейстером был назначен ротмистр барон Владимир Леонардович Унгерн-Штернберг-Фрейгель фон Пиркель. В марте 1896 года он был назначен начальником Хасав-Юртовского округа, а его преемником стал Николай Амвросиевич Котляревский.
Десять лет Котляревский весьма успешно возглавлял владикавказскую полицию и проявил себя грамотным, требовательным руководителем. Под его началом у преступников было отобрано столько оружия, что наиболее интересные образцы он послал в Москву для музея полиции России.
В январе 1906 года, когда был образован Назрановский округ, то во главе него был поставлен подполковник Котляревский. Нужно было наладить работу нового округа и делать это пришлось в условиях волнений и беспорядков тех лет. Летом 1907 года Николай Амвросиевич был переведен на должность начальника Хасав-Юртовского округа, где пробыл до 1909 года, когда был уволен и скончался в следующем году.
После Котляревского владикавказскую полицию возглавил строевой офицер 1-го Кизляро-Гребенского полка Дмитрий Михайлович Сехин (см.фото). Он потребовался, чтобы твердой рукой навести порядок в городе, где возросла преступность.
Газеты тех лет ежедневно публиковали криминальные сообщения:
«В своей квартире убит парикмахер Хачатуров, подвергшийся ранее покушению. Его считали шпионом. Предполагают месть со стороны партии «дашнак-цютюн». Правое ухо отрезано и унесено, вероятно, как доказательство исполнения приговора. Арестовано по подозрению пять армян»;
«До 15-ти ингушей подъехали верхом к магазину Симонова, спешились и открыли огонь из берданок. Трое вошли в магазин и захватили кассу и несколько штук материи. Прибежавшие на выстрелы два солдата охраны государственного банка залегли в городском сквере, открыли огонь по злоумышленникам и убили лошадь. Грабители ускакали, бросив кассу»;
«В конторе Российского общества полицией обнаружено 400 берданок и патроны к ним. Накануне на вокзале сыскной полицией был арестован некий Нижечик, подозревавшийся в сбыте оружия. Большинство берданок принадлежало ему»;
«Полиция случайно обнаружила в центре города, в персидской бане, русскую девушку, томившуюся полгода в заточении у перса и считавшуюся безвестно пропавшей. Виновник привлекается к ответственности»...
Дмитрий Михайлович Сехин - казак станицы Старогладковской Терского казачьего войска. Родился в 1865 году, окончил Владикавказскую прогимназию и Ставропольское казачье юнкерское училище. Служил в 1-м Кизляро-Гребенском полку. Участник русско-японской войны. С января 1906 по декабрь 1907 год был владикавказским полицмейстером. В мае 1907 года стал подполковником.
Оставив должность полицмейстера, Сехин вернулся в своей полк. При мобилизации в июле 1914 года был назначен командиром 2-го Кизляро-Гребенского полка, которым командовал до ноября 1916 года. В дальнейшем участвовал в Белом Движении. В марте 1919 года убит чеченцами в с. Белгатой.
В должности полицмейстера Владикавказа Дмитрия Сехина сменил его родной брат Петр Михайлович, бывший начальник 2-го участка Кизлярского отдела Терского казачьего войска, а ранее строевой офицер 1-го Кизляро-Гребенского полка.
24 ноября 1908 года новым владикавказским полицмейстером стал Михаил Сергеевич Иванов.
М.С. Иванов из владикавказских осетин. Родился в 1873 году, офицер с 1899 года, служил в 84-м пехотном Ширванском полку. Владикавказским полицмейстером он пробыл до октября 1911 года, когда был переведен на должность полицмейстера Ростова-на-Дону. В 1917 году он был назначен командиром батальона Осетинской пешей бригады. За бои в июле того же года награжден солдатским георгиевским крестом 4-й ст. и был произведен в полковники. Полковник Иванов один из организаторов известных августовских событий 1918 года.
Михаил Иванов единственный из числа осетин, возглавлявший городскую полицию. Причем, не только Владикавказа, но и такого крупного города, как Ростов-на-Дону.
Последним владикавказским полицмейстером стал Ипполит Александрович Григорович, назначенный на должность в октябре 1911 года. Ранее он был мировым посредником в одном из уездов Эриванской губернии. Подполковник Григорович возглавлял владикавказскую полицию до марта 1917 года, когда был отстранен от должности революционными событиями. Уйдя в отставку, он остался проживать во Владикавказе, где и скончался в декабре 1919 года от тифа.
Под руководством Григоровича начала складываться служба уголовного розыска Владикавказа. Вообще служба сыска в России берет свое начало от 31 декабря 1866 года, когда в Санкт-Петербурге было создано отделение уголовного розыска. Затем такие же отделения появились в Москве и в других крупных городах империи. К началу XX века сложившаяся криминогенная обстановка требовала создания не только сыскных подразделений в крупных городах, но и системы специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или, как говорили тогда, розыском при раскрытии уголовных преступлений на всей территории России, что и было осуществлено в 1908 году. С 1910 года деятельность уголовного сыска в России, в том числе и ее оперативно-розыскной аспект, регламентировалась высшим нормативным актом - Законом «Об организации сыскной части», в котором были определены задачи, обязанности и полномочия Сыскной полиции.
В начале XX века российский уголовный розыск признавался одним из лучших в мире, поскольку использовал в своей практике новейшие методики. Например, систему регистрации, основанную на систематизации информации о лицах по 30 специальным категориям. Активно использовались альбомы фотографий нарушителей (первый российский кабинет фотографии был организован еще в 1889 году). В то время, когда на западе методы фотографии и дактилоскопии только осваивались спецслужбами, российская полиция уже имела в своем распоряжении более 2 млн. фотографий и 3 млн. дактилокарт. Более того, система централизованного циркулярного розыска преступников, внедренная в уголовном сыске Российской империи к 1 января 1915 года, была заимствована сначала Скотланд-Ярдом, а затем получила всеобщее признание.
Начальниками сыскного отделения управления владикавказского полицмейстера были (с 1908 года) Александр Богаевский, Афанасий Полупанов, Александр Кошик. Последним стал Евгений Ильич Венеровский, ранее бывший приставом 1-го участка г. Владикавказа.
Кроме начальника в штате сыскного отделения были еще два надзирателя и два переводчика. Состав чинов управления владикавказского полицмейстера довольно часто менялся, но некоторые долго работали по этой линии. Так почти 20 лет полицейским приставом 3-го участка Владикавказа был Петр Кальгин. Долгое время в городской полиции работали Иван Казанцев, Иван Здроевский, Иван Никольский, Николай Гроховский, Николай Чхеидзе, Владимир Кожушко, Ефим Хоруев (см. на снимке) и др.
Вообще весь штат городской полиции, по нынешним меркам, был очень мал. Так на 1904 год он состоял из полицмейстера, его помощника, письмоводителя, трех приставов, трех их помощников и 91 нижнего чина (городовых), и это на 53 тыс. жителей. В спокойное время они еще справлялись со своими обязанностями, но в случае даже малых волнений и беспорядков, полицейских сильно не хватало. По этой причине приходилось призывать на помощь войска.
В начале XX века правительство, понимая всю сложность обстановки и стремясь обеспечить власти твердую опору, пыталось принимать меры по усилению полиции и улучшению материального положения полицейских. Но лишь 23 октября 1916 года, накануне революции, было принято постановление Совета министров «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов». В нем устанавливалось соотношение численности полиции с численностью населения городов и уездов, увеличивались штаты полиции и зарплата. Также разрешалось принимать женщин на канцелярскую работу, не связанную с допуском к секретным документам и на должности не выше 8-го класса Табели о рангах. Но это постановление уже запоздало и его не успели провести в жизнь.
11 марта 1917 года было опубликовано постановление Временного правительства «Об упразднении Департамента полиции и об учреждении Временного управления по делам общественной полиции и обеспечению имущественной безопасности граждан», после которого полиция России юридически прекратила свое существование.